Влияние гаджетов на развитие и психику ребенка
В современном мире гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей. Почти каждая мама задается вопросом, во сколько лет купить ребенку смартфон или планшет, и как это отразится на его физическом и психическом здоровье. В нашей статье мы поможем ответить на этот вопрос, изучив влияние гаджетов на развитие и психику ребенка.
Говоря о физическом здоровье, следует отметить негативное влияние электромагнитного излучения на нервную систему, возникновение головных болей, проблем со зрением и нарушением осанки, недоразвитием мелкой моторики и дефицит сенсорных ощущений.
Частое использование гаджетов напрямую связано с задержкой речевого развития. Первые три года жизни ребенка являются сензитивным периодом накопления пассивного и активного словаря, развития связной речи. Отсутствие речевой среды и живого общения при раннем знакомстве с гаджетами тормозит развитие речи и способствует возникновению нарушений коммуникации. Искажается восприятие и процессы переработки информации, что ведет к трудностям усвоения дошкольной программы. С внедрением гаджетов за последнее десятилетие резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и задержанным развитием психических функций.
Современные игры и мультфильмы подразумевают механическое выполнение инструкций, что негативно влияет на развитие памяти и мыслительных процессов. Ребенок действует в рамках определенного алгоритма, не включая воображение и фантазию, не прилагает волевых усилий, принимая уже имеющиеся модели поведения компьютерных персонажей. Так ослабевают связи с реальным миром и формируется внутреннее психологическое пространство, которое влияет на оценку внешних событий. Именно поэтому дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к проявлениям истеричного поведения, повышенной тревожности, стрессов, перевозбуждениям нервной системы, расторможенности и низкой саморегуляции.
Частое использование гаджетов приводит к нарушениям коммуникативных навыков. Заменяя гаджетами становление ролевой игры, в которой происходит воспроизведение моделей поведения взрослого, у ребенка нет возможности прохождения нормальной социализации. Он не может научиться выстраивать взаимоотношения, отстаивать свою точку зрения, мириться, прощать, договариваться, эмоционально реагировать на те или иные ситуации общения, проявлять творчество и свободу мысли, свои личностные и нравственные качества. А механическое следование игровому протоколу компьютерной игры, многократный и малоосмысленный повтор действий не приводит к интеллектуальному и психическому развитию ребенка.
Проблема использования гаджетов в семейном пространстве становится все более острой. Происходит нарушение детско-родительских отношений, когда эмоциональное общение заменяется электронными устройствами и теряются связи «мама-ребенок». В семьях с либерально-попустительским типом воспитания, где дети могут играть в планшеты, приставки без ограничения времени, вырастают дети с интеллектуальными нарушениями и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Авторитарный стиль воспитания, с тотальным контролем и категорическими ограничениями в использовании гаджетов ведет к развитию инфантильности, чувству ущемленности, отсутствии самостоятельности и инициативы, проявлению лжи и бунтов на запреты. И только демократический стиль воспитания, определенная и стойкая система запретов и разрешенных действий может привести к дозированному использованию гаджетов, без негативного оказания влияния на физического здоровье и нервную систему ребенка.
При всем при этом, стоит отметить необходимость использования гаджетов для современного ребенка. Дозированное и грамотное владение электронными устройствами обеспечивает доступ к большому объему информации, формирование навыков поиска и фильтрации, развитие общей осведомленности, поисковой и исследовательской активности, овладение обучающими программами и развивающими играми.
Но для избегания негативных последствий влияния гаджетов на ребенка дошкольного возраста следует соблюдать перечень правил их использования:
1. Знакомить ребенка с электронными устройствами не раннее трех лет.2. Ограничивать время использования гаджета до40 минут в день. Для этого можно применять различные программы, устанавливающие временные ограничения.
3. Расстояние от глаз до дисплея устройства должно быть не менее 70 см.
4. Соблюдение правильной позы с целью обезопасить ребенка от нарушения осанки.
5. Необходим родительский контроль при использовании гаджета ребенком и фильтрация информации со стороны взрослого.
6. Нельзя использовать гаджет, как способ прекратить истерику или капризы ребенка. Он должен научиться самостоятельно справляться со своими эмоциями и контролировать их.
7. Важно обеспечить ребенку разнообразный досуг, наличие игрушек, спортивного инвентаря, книг, материалов для творчества.
8. Показывать ребенку собственным примером понимание значений настоящих ценностей – семьи, дружбы, общения, заботы о других.