Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Во всём виноваты констрикторы!

Во всём виноваты констрикторы!
04.05.2023
За 20 лет работы с детьми начала испытывать дискомфорт и напряжение в горле. При этом у меня тихий голос, который я редко повышаю. У меня, как у представителя «говорящей» профессии, часто садится голос. До недавнего времени я думала, что это не только неизбежно (издержки профессии), но и необратимо.


С годами масштаб бедствия только усиливался: спреи от боли в горле просто перестали помогать. Я и к врачам обращалась и даже к психологам с одним лишь вопросом: «Что делать?»


Интуитивно, как-то и уже без особой надежды я взяла урок вокала, потом ещё один. Мне говорили, что голос хороший, но слабый «без опоры», слух прекрасный тоже, а вот проблем со связками нет. Я сама заметила, что после распевок дольше могу говорить, голос не уходит в хрип.


Недавно я нашла прекрасного преподавателя по вокалу и сейчас я, наконец, знаю в чём проблема! Оказывается, что проблема моего «уставшего» голоса была связана вовсе не с голосовыми связками, а с констрИкторами!


Это я не про детский конструктор, а про мышцы глотки. Их всего три парные мышцы: нижние, средние и верхние констрикторы. После недавнего урока с новым преподавателем я немного больше узнала не только о механизмах голосообразования, но и об анатомии глотки и знаете — это как раз тот случай, когда личные интересы пересекаются с профессиональными.
За 10 лет логопедической практики мне часто приходилось слышать хриплые низкие голоса у маленьких детей. Нарушение просодической стороны речи распространены при дизартрии. Часто при дизартрии отмечается монотонность, отсутствие интонационной выразительности речи детей. А ещё когда мы, логопеды, говорим о просодической стороне речи, то имеем ввиду также и тембр голоса (усиление низких или высоких частот голоса) и диапазон голоса.

Очевидно, что нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата — не единственная проблема дизартриков. При дизартрии часто нарушается работа мышц лица, глотки, верхнего плечевого пояса, конечностей. А дети не умеют расслаблять спазмированные мышцы самостоятельно!
Работа с мышечным тонусом — это и массаж, и самомассаж, и плавание и ЛФК и даже пение! Задача логопеда — комплексный подход в работе с речью, поэтому я использую на своих занятиях распевки и другие упражнения по работе с голосом и дыханием.
Сейчас поделюсь некоторыми из них и с вами.


Упражнение для расслабления мышц гортани


Цель: учить грудному произношению звуков
Описание: кладём руку на грудь. Вдох через нос, нижние рёбра слегка расширены. Гортань расслаблена. Губы сомкнуты, зубы — разомкнуты. Издать низкий, негромкий звук «ммммм», повторить 4 раза. Должно быть чувство вибрации в груди


Упражнение на усиление низких частот голоса «Мычание быка»


Цель: развитие тембра голоса
Описание: кладём ладонь на макушку. Вдох через нос, нижние рёбра слегка расширены. Гортань расслаблена. Губы сомкнуты, зубы — разомкнуты. Издать низкий, короткий звук «ммммм», повторить 4 раза. Должно быть чувство вибрации в верхней части головы.


Упражнение на дыхание и расслабление гортани «Пароход гудит»


Цель: формирование направленного длительного выдоха
Описание: набираем в стакан воду или более плотную жидкость (например, кисель) на 1/3 объёма, подготовим трубочку для коктейлей (лучше с широким диаметром). Вдох носом, на выдохе издаём звук УУУУУ.


Если у ребёнка отмечаются нарушения просодической стороны речи (при дизартрии), а также темпа и ритма речи (при заикании) я рекомендую занятия вокалом и даже пение в хоре.


С уважением, эксперт Академии ФАДО Светлана Столярская




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку