Выбор упражнения для сильного выдоха при постановке звука Р. Копилка логопеда. Кейсы из практики.
Сегодня рассмотрим совсем узкий вопрос, с которым столкнулась коллега в ходе коррекционного процесса. А именно выбор упражнения для постановки сильного выдоха, необходимого при постановке звука Р.
Задача.
Ребенку 7 лет. Замена с-з, ш-ж, замена р на к, отсутствует звук л-ль. Какие упражнения дыхательной гимнастики использовать для постановки звука.
Ответ.
Мы не имеем данных о причине замены звуков. Возможно, ребенок не дифференцировал близкие по артикуляции звуки. Возможно, были небольшие проблемы с тонусом кончика языка. С этими проблемами разобрались. Остался коварный звук Р. Если удалось добиться устойчивой артикуляционной позы, то половина работы сделана. С моей точки зрения, самая тяжелая половина. Теперь займемся выдохом. С выдохом на звук Рлогопеды работают по-разному. Один из способов механическим способом прижать язык к жевательным зубам и попросить ребенка сильно подуть. Кто-то любит балтушку и зонд. В тяжелых случаях получается добиться короткого, одноударного звука.
Какой вывод мы с вами делаем? Требуется постановка диафрагмального дыхания, те у ребенка должны напрягаться мышцы живота. Логопед внимательно следит за тем, как ребенок выдыхает воздух «животом». А значит мы можем придумать любые упражнения с включением мышц пресса.
Я люблю динамические упражнения.
• «Ванька-встанька». Положение лежа, ноги в коленях согнуты. Придерживаем ноги ребенка. Выдох-поднимаемся к коленям, вдох-опускаемся на пол. Помогаем ребенку поднимать корпус вверх придерживая его за руки.
• Положение лежа. Руки вытянуты за голову. Выдох- поднимаем руки под углом 90 градусов относительно корпуса, выдох- опускаем вдоль корпуса. Вдох-возвращаем в исходное положение.
Статические упражнения. Главное следить, чтобы ребенок делал выдох животом.
• Задувать мяч в ворота• Сдувать различные предметы со стола. Детям нравится, как они падают
• Сдувать бумажную снежинку с педагогом. У кого дальше по столу улетит снежинка
• Надувать латексную перчатку натянутую на бумажный стакан
• Дуть ветерки, вертушки, шумелки, свистки.
Если статические упражнения не приводят к желаемому результату, обратите внимание как ребенок делает выдох. Часто сидя за столом, дети используют грудной тип дыхания.
И еще один, совсем нестандартный метод работы с дыханием на звук Р. Прыгать с небольшой высоты, во время прыжка делая выдох. Приземляемся в глубокий присед. Не забывайте про правила безопасности, если решите попрыгать в кабинете. Ребенка можно держать за руки.
Упражнений очень много. Какое подойдет для ваших задач давайте разбираться вместе. Пишите в телеграмм чат «Клуб Логопед»
Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог – Коновалова Людмила
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: