Записки логопеда. Билингвизм
Я работаю логопедом в одном из частных центров речи Москвы. После диагностики на занятия ко мне был направлен ребёнок в возрасте 2 года 9 месяцев. Жалобы родителей на отсутствие речи, семья билингвальная: папа говорит только на турецком языке.
Впервые я увидела их около месяца тому назад: девочка пряталась за маму, потом под столом, избегала зрительного контакта, хаотично ходила по кабинету. На обращенную речь и предложенную игрушку девочка реагировала с задержкой 2-3 минуты или не реагировала совсем.
После нескольких неудачных попыток вовлечь ребёнка в игру включила фонограмму, чтобы организовать музыкальную игру. Девочка закрыла уши, затопала ногами, закричала и спряталась за маму.
Далее мы играли с мамой девочки, Арина продолжала сидеть под столом, иногда поглядывая в нашу сторону. Позже девочка подошла ближе, но в игру не вступала, а легла на пол и продолжала лежать несколько минут.
Я достала доску, фломастеры, начала рисовать.Позвали с мамой Арину. Она подошла не сразу, взяла жёлтый фломастер и начала тыкать им вэкран. «Отдай мне», - просила девочку мама. Но ребёнок продолжал до тех пор, пока стержень фломастера не вдавился внутрь.
Девочка играла на ковре, прошло 30 минут занятия. Девочка так и не сказала ни слова. Я начала беседу с мамой. На все вопросы был отрицательный ответ:
- Вы в садик ходите?
- Нет почти, часто болеем.
- Как часто?
- Раз в месяц или реже. В декабре были (на тот момент был март)
- Братья или сёстры у Арины есть?
- Да, брату 16 лет
- Как проходит ваш день?
- Сижу дома «на удалёнке», печатаю за компьютером по 24 часа в сутки, гулять не выходим.
Также мама сказала, что в садике намекают на то, что у ребёнка аутизм и о том, что они планируют пройти обследование.
Я порекомендовала социализировать ребенка, укреплять здоровье, и срочно обследовать: провести ЭЭГ, КТ, МРТ и другие обследования; консультацию нейропсихолога.
Вторая наша встреча была через месяц, в детский сад по-прежнему не ходят, обследование у невролога только в планах.
В таких случаях я настаиваю на посещении дошкольного образовательного учреждения. Детский сад даст не только возможность быстрой успешной социализации, но и языковую среду. Давайте расскажу подробнее.
Дома мама понимает ребёнка даже без слов, необходимость диалогической речи часто сведена к нулю. Дома режим дня часто строится хаотично или родители подстраиваются под биоритмы ребёнка.
В детском саду ребёнок подчиняется режиму, прогулки обеспечивают регулярное снабжение мозга кислородом; ребёнок учится коммуникации с детьми и со взрослыми, слышит диалогическую речь. Педагоги проводят познавательные занятия, и ребёнок имеет возможность развиваться. И пусть у каждого свой темп, и задержки речевого развития сейчас не редкость.
И даже, если ребёнку нужны специальные коррекционно-развивающие занятия психолога, логопеда, дефектолога, то все это необходимо дополнять общением в социуме.
Не нужно ждать, что в какой-то момент без изменения внешних условий и без воздействия социальной среды ребёнок сам заговорит. Только занятия с опытным логопедом-дефектологом в этой и подобных ситуациях не решают вопросов «запуска» и развития речи.
Если русский язык для ребёнка неродной, то в первую очередь, надо убедиться в понимании обращенной речи, ввести ребёнка в насыщенную языковую среду, обеспечить возможность общения. Если понимание речи затруднено выяснить все возможные причины, в том числе провести медицинскую диагностику.
Логопед диагностирует не только вербальную, но и невербальную речь: может ли ребёнок показать отрицание, согласие, как выражает тревогу, как вступает в диалог, как реагирует на критику. Если ребёнок не реагирует на просьбы, не понимает обращённую речь, не показывает нужный предмет, не торопитесь делать выводы об интеллектуальном развитии. Возможно, это просто билингвизм.