Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Записки логопеда. Билингвизм

Записки логопеда. Билингвизм
15.04.2022

Я работаю логопедом в одном из частных центров речи Москвы.  После диагностики на занятия ко мне был направлен ребёнок в возрасте 2 года 9 месяцев. Жалобы родителей на отсутствие речи, семья билингвальная: папа говорит только на турецком языке.

Впервые я увидела их около месяца тому назад: девочка пряталась за маму, потом под столом, избегала зрительного контакта, хаотично ходила по кабинету. На обращенную речь и предложенную игрушку девочка реагировала с задержкой 2-3 минуты или не реагировала совсем.

После нескольких неудачных попыток вовлечь ребёнка в игру включила фонограмму, чтобы организовать музыкальную игру. Девочка закрыла уши, затопала ногами, закричала и спряталась за маму. 

Далее мы играли с мамой девочки, Арина продолжала сидеть под столом, иногда поглядывая в нашу сторону. Позже девочка подошла ближе, но в игру не вступала, а легла на пол и продолжала лежать несколько минут.

Я достала доску, фломастеры, начала рисовать.Позвали с мамой Арину. Она подошла не сразу, взяла жёлтый фломастер и начала тыкать им вэкран. «Отдай мне», - просила девочку мама. Но ребёнок продолжал до тех пор, пока стержень фломастера не вдавился внутрь.

Девочка играла на ковре, прошло 30 минут занятия. Девочка так и не сказала ни слова. Я начала беседу с мамой. На все вопросы был отрицательный ответ:

- Вы в садик ходите?

- Нет почти, часто болеем.

- Как часто?

- Раз в месяц или реже. В декабре были (на тот момент был март)

- Братья или сёстры у Арины есть?

- Да, брату 16 лет

- Как проходит ваш день?

- Сижу дома «на удалёнке», печатаю за компьютером по 24 часа в сутки, гулять не выходим.

Также мама сказала, что в садике намекают на то, что у ребёнка аутизм и о том, что они планируют пройти обследование.

Я порекомендовала социализировать ребенка, укреплять здоровье, и срочно обследовать: провести ЭЭГ, КТ, МРТ и другие обследования; консультацию нейропсихолога. 

Вторая наша встреча была через месяц, в детский сад по-прежнему не ходят, обследование у невролога только в планах.

В таких случаях я настаиваю на посещении дошкольного образовательного учреждения. Детский сад даст не только возможность быстрой успешной социализации, но и языковую среду. Давайте расскажу подробнее.

Дома мама понимает ребёнка даже без слов, необходимость диалогической речи часто сведена к нулю.  Дома режим дня часто строится хаотично или родители подстраиваются под биоритмы ребёнка.

В детском саду ребёнок подчиняется режиму, прогулки обеспечивают регулярное снабжение мозга кислородом; ребёнок учится коммуникации с детьми и со взрослыми, слышит диалогическую речь. Педагоги проводят познавательные занятия, и ребёнок имеет возможность развиваться. И пусть у каждого свой темп, и задержки речевого развития сейчас не редкость.

И даже, если ребёнку нужны специальные коррекционно-развивающие занятия психолога, логопеда, дефектолога, то все это необходимо дополнять общением в социуме. 

Не нужно ждать, что в какой-то момент без изменения внешних условий и без воздействия социальной среды ребёнок сам заговорит. Только занятия с опытным логопедом-дефектологом в этой и подобных ситуациях не решают вопросов «запуска» и развития речи.

Если русский язык для ребёнка неродной, то в первую очередь, надо убедиться в понимании обращенной речи, ввести ребёнка в насыщенную языковую среду, обеспечить возможность общения. Если понимание речи затруднено выяснить все возможные причины, в том числе провести медицинскую диагностику. 

Логопед диагностирует не только вербальную, но и невербальную речь: может ли ребёнок показать отрицание, согласие, как выражает тревогу, как вступает в диалог, как реагирует на критику. Если ребёнок не реагирует на просьбы, не понимает обращённую речь, не показывает нужный предмет, не торопитесь делать выводы об интеллектуальном развитии. Возможно, это просто билингвизм.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку