Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Работа логопеда с родителями

Записки логопеда: Работа логопеда с родителями
24.06.2022

Меня зовут Столярская Светлана и я учитель-логопед.

За годы работы в детском саду и в частной логопедической практике я сталкивалась со множеством детей с разными нарушениями речи: алалия, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия, системное недоразвитие речи, сочетанные нарушения развития.


Любая коррекционно-развивающая работа логопеданачинается с обследования, выяснения анамнеза речевого развития ребёнка, условий воспитания и обучения. Далее необходима консультация логопедом родителей, беседа с ними и последующее взаимодействие в процессе оказания логопедической помощи ребёнку.  Часто были стабильные устойчивые результаты, но иногда эти результаты были фрагментарными.


Случаи из практики, которые я рассказываю вам, в этих «записках», обычно, не похожи один на другой, возникают у детей разного возраста и в разных условиях развития и воспитания, но есть факторы, которые их объединяют.


Об этом я и хочу сегодня поговорить.


Во всех этих историях есть объединяющее звено: работа логопеда с родителями. Степень заинтересованности и уровень ответственности родителей часто определяет какие результаты коррекции речи и других психических процессов мы получим.


Как бы это не цинично звучало, но многие родители равнодушны к речевому нарушению развития своего ребёнка. Такой вывод я сделала после того, как стала наблюдать отсутствие действий с их стороны.


Например, не все родители знают, что ребёнку с тяжёлым нарушением речи требуется пройти специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и это является условием посещения логопедической группы детского сада. На консультации родителям всегда рассказывают о преимуществах посещения такой группы. Кроме того, часто идёт речь о необходимости параллельной медицинском обследовании ребёнка (например, КТ, ЭЭГ, МРТ головного мозга) получения медикаментозного и физиолечения при необходимости.


После того, как до родителей эта информация донесена часть родителей приступают к прохождению комиссии и обследуют ребёнка у врачей (невролог, отоларинголог, окулист, психиатр). 


EA57256B-885A-4209-A324-951D5F2F470D.png


Другая часть родителей переходят в «ожидательную» позицию и ничего не происходит. Месяцы, годы ожидания. Когда время упущено, и ребёнок идёт в коррекционную школу такие родители часто делают виноватыми всех вокруг.


Почему так происходит? Я проанализировала проблему и пришла к таким выводам:


  • Во-первых, многие отказываются осознавать, что их ребёнок нуждается в специализированной помощи, не принимают своего ребёнка и не хотят принимать решений. Так, дети с особыми образовательными потребностями оказываются без помощи специалистов, даже при условии посещения детского сада.  А ведь ещё есть шансы «вывести ребёнка в норму».


  • Во-вторых, всегда проще переложить ответственность: найти специалиста, который готов решить все проблемы развития ребёнка. В этом случае родитель «умывает руки» и оплачивает услуги специалистов. К решению проблемы они подходят формально и естественно не делают домашних заданий и игнорируют рекомендации специалиста. Часто такие родители находят специалистов частной практики, но потом отказываются от их услуг из-за отсутствия быстрых результатов. Такие родители говорят: «У нас был плохой логопед и не помог»


  • В-третьих, недоверие к специалистам, к врачам и медикаментозной коррекции. Такие родители зависимы от чужого мнения и говорят следующие фразы: «в интернете написано, что…», «не хочу превращать ребёнка в овощ», «нам психолог сказала, что...» Проблему решать отказываются вообще и, по-прежнему, ищут подтверждение своего бездействия, скрываясь за чужим мнением. 


Уточню, что даже при нормальном зрении, слухе и интеллекте ослабленный и часто болеющийребёнок может не успевать усваивать основную образовательную программу вообще и усваивать нормы русского языка в частности. При возникновении у таких детей общего недоразвития речи (ОНР), взаимодействие с родителями тоже обязательно. Часто такое взаимодействие носит чисто педагогический характер и связан с необходимостью регулярных выполнений домашних заданий с момента начала коррекционно-развивающих занятий логопеда и до завершения. 


Но, если проблема имеет органическое происхождение, отягощенный анамнез раннего развития, то одними педагогическими усилиями тут, к сожалению, не поможешь. Физические травмы или психоэмоциональные потрясения также могут повлиять на развитие речи ребёнка.


Педагогическое просвещение и избавление родителей от иллюзий и заблуждений уже давно стало частью моей работы.


Приведу несколько примеров для наглядности:


♦ У ребенка 4-х лет недиагностированное нарушение слуха (на фоне отита после перенесенного ОРВИ), а родители утверждают, что он просто невнимательный.


♦ У ребёнка 5 лет моторная неловкость,малопонятная окружающим речь, а родители говорят, что у старшего брата, дяди или папы в детстве было также, а потом всё нормализовалось.


♦ Малыша в 3 года пугают шумы, голоса и звуки, он не фокусирует взгляд, не реагирует на собственное имя, проблемы с пониманием обращенной речи, предпочитает уединение, избегает контактов с детьми и взрослыми. При этом родители утверждают, что он просто еще не привык к детскому саду, к няне, к специалисту.


♦ Малыш 2 лет может полчаса бегать по комнате без остановки и кричать без видимой причины, двигательно расторможен и эмоционально возбудим. При контакте с другими детьми кусается, дерётся, щипается и толкается. Не соблюдает нормы поведения в общественных местах даже в 5 лет: берёт без разрешения, бросает и ломает чужие игрушки, например.Родители разводят руками и констатируют, что просто избаловали его.


♦ У ребёнка недиагностированное органическое поражение головного мозга и он даже в 5 лет неспособен к самообслуживанию, плохо понимает обращенную речь, не вступает в контакт со сверстниками. Ребёнок посещает общеразвивающую группу детского сада не менее года. Воспитатели обращают внимание родителей на особенности поведения ребёнка, но родители не реагируют. Такие родители часто говорят: «не могут найти подход к моему ребёнку».


fdgvsdg.jpg


Если вы мама особенного ребёнка или воспитатель в детском саду, то у вас наверняка на слуху много подобных примеров. 


Я никогда не делаю поспешных выводов и уберегаю от этого родителей и начинающих педагогов. По опыту знаю, что только качественная ранняя и всесторонняя диагностика поможет врачу поставить верный диагноз, а специалисту составить заключение о развитии ребёнка. 


Консультативная работа — это не общие рекомендации, это важный этап работы логопеда, возможность направить и помочь.


Приходите на обучение в Академию «ФАДО» и узнаете об этом больше.




В Академии ФАДО вы можете пройти обучение по программе «Дошкольная педагогика и психология. Воспитание и обучение детей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» и получить диплом о профессиональной переподготовке.

Программу курса и цены можно посмотреть на сайте: https://distant-dpo.ru/pedagogika
Вопросы можно задать по тел: 88005515241
или написать WhatsApp https://wa.me/79151563985

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку