Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Закупки в сфере строительства: изменения 2022 года (продолжение)

ЗАКУПКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ 2022 ГОДА (продолжение*)
27.12.2022

Продолжаем цикл статей об изменениях в сфере строительства. С предыдущими материалами вы можете ознакомиться по ссылке https://fado-dpo.ru/articles/goszakupki-stati/zakupki-v-sfere-stroitelstva-izmeneniya-2022-goda/


Новости в сфере закупок, в том числе строительных работ появляются практически ежедневно. Так 22.12.2022 опубликован Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2022 № 904/пр «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220008


Предметом настоящей и последующих статей будет изменение контрактов на выполнение строительных работ по Закону № 44-ФЗ (далее – Закон).

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Выделение в отдельный вид случаев изменения строительных контрактов.

2. Изменение видов и объемов строительных работ.

3. Изменение условий контракта при невозможности соблюдения сроков.

4. Изменение сроков строительного контракта.

5. Изменение долгосрочных строительных контрактов, цена которых превышает установленный Правительством РФ предел.

6. Изменение контрактов, предусмотренных частями 16, 16.1 ст. 34 Закона, при несоответствии цены контракта и сметной стоимости.


1. Выделение в отдельный вид случаев изменения строительных контрактов

Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. 

Часть 65.1 ст. 112 Закона применяется, в том числе и к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы) (см. п. 5 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697)


С 18.04.2022 действует постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 16.04.2022             № 680. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204180053  Указанным ПП РФ № 680 установлены порядок и случаи изменения в 2022 - 2023 годах существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

При этом на основании ПП РФ № 680 не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками) (см. письмо Минфина России от 12.07.2022 № 24-01-07/66840). Однако в отношении таких контрактов может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений ч. 65.1 ст. 112 Закона. Положениями Закона не ограничивается возможность высших исполнительных органов субъектов РФ предусмотреть в решении, указанном в ч. 65.1 ст. 112 Закона, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта, у высших исполнительных органов субъектов РФ также имеется возможность предусмотреть условия применения такого решения, аналогичные соответствующим положениям (основанные на соответствующих положениях) ПП РФ № 680. Такой же подход может быть применен при принятии администрацией муниципального образования решения, предусмотренного ч. 65.1 ст. 112 Закона, в отношении муниципальных контрактов.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением предусмотренных Законом случаев. Такие случаи установлены статьями 34, 95, 112 (ч. 65.1, ч. 65.2, ч. 70) Закона и ПП РФ № 680.

Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении, содержат чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона. В отдельную категорию случаев выделяются специально установленные основания для изменения контрактов на выполнение строительных работ (пп. 1.3, 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона). Эти же основания применимы и для контрактов, предусмотренных ч. 16.1 ст. 34 Закона, а также контрактов жизненного цикла, предусмотренных ч. 16 ст. 34 Закона. При этом пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона применяются к контрактам жизненного цикла, если такой контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Выделение в отдельную группу случаев изменения данных контрактов обусловлено их спецификой, поскольку объем исполнения по ним определяется проектной (технической) документацией (далее – ПД), которая в случаях, определенных градостроительным законодательством, должна получить положительное заключение государственной экспертизы (см. п. 1 ст. 743 ГК РФ). При этом такая документация зачастую предусматривает выполнение самых различных работ. На практике иногда ПД в силу неполноты исходных данных или допущенных при проектировании ошибок не предусматривает всех необходимых работ или предусматривает избыточные работы. Также иногда уже в ходе работ подрядчик или иное лицо (проектировщик, сотрудник заказчика) может предложить применение лучших или аналогичных по качеству, но более дешевых материалов либо лучшее архитектурно-строительное решение, ведущее к увеличению надежности конструкции объекта капитального строительства и (или) улучшению его функциональных, потребительских качеств или сокращению общего объема работ, уменьшению количества применяемых материалов и, как следствие, - снижению стоимости строительства. 

В отсутствие специальных норм изменение контрактов на выполнение строительных работ в таких случаях могло осуществляться только на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона, который не учитывал всех тонкостей такого изменения, что приводило к ряду вопросов. Решению этих вопросов и служит введение специальных норм.

Формально пп. 1.3, 8 ч. 1 ст. 95 Закона позволяют, как будет показано ниже, менять (в определенных ограничением изменения цены контракта пределах) любые условия контракта, в том числе,  виды выполняемых работ и их объемы.


Автор: Г.Б. Добрецов

________________

*Использованы материалы СПС «Гарант». Актуально по состоянию на Декабрь 2022 года.




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку