Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Что важно знать учителю об особых образовательных потребностях ученика с нарушениями слуха

Время чтения: 5 минут
Вам могут быть полезными:
02.05.2024

В современном мире существуют совершенно определённые риски для возникновения врожденных или приобретенных нарушений слуха. 


m8tj6kbbsv9td075uynfpd7sgi88dms9.png


Среди различных нарушений слуха можно назвать такие как: 

1. Генетические факторы, которые традиционно являются наиболее распространенными причинами нарушения слуха: некоторые дети могут иметь врожденные нарушения слуха, которые передаются наследственным путем от родителей.
2. Инфекции лор органов: воспалительные инфекции уха, горла и носа (например, средний отит) могут привести к временному или даже постоянному нарушению слуха, если их не лечить.
3. Пребывание в среде с повышенной громкостью звуков: музыка на высокой громкости, шум транспорта, шум от автомобилей или от строительных работ и промышленных предприятий, стрельба из оружия и др. Это может привести к временному или постоянному нарушению слуха.
4. Использование наушников: Многие дети предпочитают использовать наушники для прослушивания музыки или игр, и неконтролируемое использование наушников на высокой громкости может причинять вред слуху.


Благодаря внедрению обязательного аудиологического скрининга новорожденных сегодня удается выявлять нарушения слуха на самых ранних этапах развития ребенка. Ранняя диагностика способствует раннему слухопротезированию или кохлеарному имплантированию и соответственно раннему началу сурдопедагогической помощи. В ситуации приобретенных нарушений слуха необходимость своевременного его выявления и начала коррекционной работы не теряет своей актуальности. 

Сегодня в детский сад или школу приходят ученики с нарушениями слуха, имеющие разные слухоречевые возможности. Однако, целенаправленное обучение и сурдопедагогическое сопровождение способствует тому, что такой воспитанник или ученик может овладеть программой в соответствии с возрастом. 


Нарушения слуха классифицированы на основные группы: 

1. Глухота. При глухоте человек не воспринимает речь разговорной громкости, спонтанно, без целенаправленной сурдопедагогической работы развитие устной речи практически невозможно. 
2. Тугоухость. У тугоухих или слабослышащих детей отмечаются высокая вариативность снижения остроты слуха - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Для слабослышащих детей оказывается доступным пусть и в минимальной степени самостоятельное овладение речью.  

В зависимости от сохранности слухового восприятия и развития речи, люди с нарушениями слуха могут воспринимать речь других людей следующим образом:  

• на основе слуха, 
• на основе зрения (чтение с губ артикуляционных поз), 
• на слухо-зрительной основе. 

Наиболее распространённым способом восприятия речи у лиц с нарушениями слуха можно отметить слухо-зрительный, при котором человек видит лицо и его органы артикуляции и при этом одновременно с опорой технические средства (слуховые аппараты или кохлеарные импланты) «слышит» его.

 

Условия депривации слуховой информацииоказывают влияние на особенности в психофизическом развитии детей с нарушениямислуха:   

• двигательная активность обычно несколько снижена по сравнению с обычно развивающимися сверстниками; 
• координация движений и равновесие в значительной мере несовершенны;
• скорость выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом снижены;
• переключение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой затруднено;
• для облегчения запоминания информации человек с нарушениями слуха опирается назрительные образы;
• процесс усвоения новой информации замедлен;
• наглядные формы мышления превалируют над понятийными;
• уровень развития словесно-логического мышления зависит от степени развития речи обучающегося;
• сложности социальной адаптации, обусловленные коммуникативными трудностями.  


Особенности психического развития обучающихся с нарушениями слуха формируют соответствующие их особые образовательные потребности, которые в специально педагогике обозначают следующим образом: 

➢ в создании условий для активного взаимодействия обучающихся как на уроках, так и вне их. Например, в процессе общеобразовательных уроков можно применять интерактивные формы работы, которые способствуют активному включению всех участников урока. Это может быть проведение дискуссий, игр, коллективных проектов, ролевых игр и т.д. Такие методы помогают развить инициативу и активность учащихся, а также способствуют формированию у них познавательного интереса.


Внеурочная деятельность также предоставляет большие возможности для реализации целевых установок. Например, можно организовывать различные кружки и секции, которые позволят детям раскрыть свои таланты и интересы. В таких кружках можно проводить специальные занятия, направленные на коррекцию отклонений в развитии или профилактику возникновения вторичных отклонений. Также важно создать условия для развития инициативы учащихся, предоставив им возможность принимать активное участие в различных видах деятельности, которые доступны для них.


Чтобы помочь учащимся осмыслить, упорядочить и дифференцировать свой речевой опыт, используются такие методы, как рассказы, импровизации, рефлексии и обсуждения. Важно позволить детям выражать свои мысли, наблюдения, действия и воспоминания в удобной для них форме, например, через рисование, моделирование, написание текстов и т.д. Такаядеятельность поможет им осознать свои взаимоотношения с другими людьми, понимание побуждений и настроений окружающих, а также свои собственные возможности и ограничения.


Необходимо также формировать умения учащихся проявлять внимание к жизни близких людей и друзей. Это можно делать, например, через проведение групповых дискуссий на актуальные темы, организацию совместных проектов, создание условий для общения и взаимодействия между учащимися. Такие мероприятия помогут развить эмпатию и умение быть внимательными к чувствам и потребностям других людей.

➢ в создании и реализации индивидуальных программ развития речевого слуха и слухозрительного восприятия, с учетом особенностей каждого конкретного обучающегося;
➢ в использовании специальных упражнений, игр и методик для развития произносительной стороны речи и восприятия звуков;
➢ в целенаправленном обучение умению пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, включая индивидуальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты, а также проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей улучшить слух слабослышащих обучающихся;
➢ в реализации психолого-педагогического сопровождения, направленного на коррекцию возможных дополнительных первичных нарушений развития.   


В заключении подчеркнем, что нарушения слуха оказывают влияние на развитие речи, а значит и на развитие более сложных психических процессов. Из этого следует, что детям необходима и обязательна своевременная коррекционно-педагогическая работа в сотрудничестве с аудиологами, которые обеспечивают техническую возможность для восприятия речевых и неречевых звуков. Если такая междисциплинарная работа состоялась, и ребенок овладевает речью, в том числе и жестовой, то педагоги и родители должны приложить все дальнейшие усилия, чтобы ребенок мог реализовать свой потенциал на равных с другими детьми правах. 


Эксперт Академии ФАДО, кан.пед.наук – Тюрина Надия




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку