Как выбрать своего специалиста?
«Это просто везение! Нам так повезло, что мы нашли своего логопеда!» - фраза Александры и её сияющее лицо.
«Как можно так верить специалисту, если видишь его первый раз?» – подумала я, но вслух не произнесла. Не хотелось лишать маму надежды: у ее сына органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, нет речи, снижен интеллект.А может я ошибаюсь и есть некие критерии, по которым всё же уже на первых встречах возникает полная уверенность, что всё будет хорошо.
Сегодня я постараюсь эти критерии выделить и ваши комментарии мне очень, кстати, в этом помогут.Замечу, что все эти критерии и рекомендации для родителей детей до 7–8 лет.
Много раз я уже слышала истории о том, что некоторые легковерные родители находятся как под гипнозом и несут свои деньги специалистам, которые, похоже, только деньгами и интересуются.
Решила я проанализировать все эти истории и понять, какие критерии определяют хорошего специалиста в области коррекционной педагогики.
1. Методики, выбранные адекватно, в соответствии с нарушением, структурой дефекта
Структура дефекта включает и первичные, и вторичные нарушения. Специалист, выбирая методику речевого или психического развития смотрит и на индивидуальные, и на возрастные возможности, и на нарушения, находящиеся в структуре дефекта ребёнка. Хороший специалист всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка. Если такой специалист не владеет методикой работы с вашим ребёнком и при этом адекватно оценивает ситуацию и себя, то он может перенаправить родителей к более компетентному специалисту. Это нормально.
2. Опыт работы специалистов центра, информация о них на официальном сайте образовательной организации, дипломы об образовании, повышении квалификации предоставлять родителям обязательно. Это часто делается по запросу самих родителей (при условии, если вам важно КТО будет работает с вашим ребёнком)3. Эмоциональный контакт с ребёнком.
Часто специалист с первых минут завладевает вниманием ребёнка, но бывает и по-другому. Дети разные и найти подход к каждому – обязательное условие. Если нет контакта, то проблема может быть в том, что ребёнку нужно больше времени, чтобы привыкнуть и/или просто другой специалист.
4. Доверительные отношения с родителями
Если специалист вызывает доверие, то родители расскажут обо всех нюансах поведения ребёнка вне занятий. Более того будут готовы к сотрудничеству в выполнении рекомендаций и домашних заданий. Согласны?
5. Динамика коррекционной работы должна быть заметна уже на первых занятиях? Не всегда. Но если вконце 2–3 го месяца регулярных занятий вы динамику совсем не видите, делайте выводы и ищите другого специалиста.6. Направления на дообследование к специалистам смежных областей хороший специалист не только даст, а ещё и запросит результат в виде обратной связи: «Сходили к неврологу? Что-то назначил вам доктор? Какое заключение поставил?»
7. Возможность присутствия родителей на занятияхдолжна быть.
Даже если у вас, родители, пока нет заинтересованности или вы сегодня устали и решилиподождать в коридоре, чтобы не отвлекать ребёнка, вы всегда должны иметь возможность личного присутствия на занятиях, видеть то, что происходит. В дальнейшем вам легче будет понять какие трудности испытывает малыш и как их преодолеть.
8. Выполнение домашних заданий.Это непременное и обязательное условие, которое поможет эффективной работе. Если вы очень занятой родитель и готовы платить, чтобы ВСЁ делал только специалист и если любые задания с вашим ребёнком доставляют вам дискомфорт, то не обижайтесь, что ребёнок будет и дальше неуспешен. Почему так? Да потому, что 3 академических часа со специалистом в неделю - недостаточное условие для результатов, если реакции в виде обратной связи и включённости родителей нет. Не хотите ничего менять. Ну что ж, ваш выбор. Логопеды, психологи, дефектологи в вашей с ребёнком жизни – эпизод, а вы с ним будете, ещё много лет. И то отношение, которое вы покажите к занятиям (ваша включённость или ваше безразличие) будет и у вашего ребёнка. Нет мотивации – нет результата! Просто поверьте.
9. Хороший специалист доброжелателен, создаёт ситуацию успеха на своих занятиях и верит в успех каждого ребёнка. Позитивный ли взрослый рядом с вашим малышом или авторитарный и подавляющий? Какой стиль общения на занятиях: партнёрский или нет? Не знаете? Привыкли отсиживаться в коридоре? Потом не удивляйтесь, что малыш перестал верить в себя и замкнулся.10. Что-то не так, не уверены в выборе? Одна голова хорошо, а две лучше! Всегда ли нужно следовать рекомендациям в выборе ребёнку логопеда или дефектолога? Если вам трудно принять решение, результатов пока нет и рекомендаций из «мамских» чатов вам недостаточно посоветуйтесь с близким человеком и сверьтесь с этими критериями.
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: