Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Нарушения тонуса языка. Дистония

02.10.2024

Для логопедов. Сложности в постановке звуков. Основные задачи логопеда. В чем причина нарушения звукопроизношения. С какой проблемой предстоит работать. Артикуляционная гимнастика. Нарушение тонуса артикуляционного аппарата.

В продолжении темы нарушения тонуса языка, хочу отдельно обсудить проблему дистонии у детей (дистонуса).

Дистония - изменение характера мышечного тонуса. Тонус мышц увеличивается с увеличением речевой нагрузки. Так же о смешанном тонусе логопеды говорят, когда одна группа мышц находится в гипертонусе, а в другой группе мышц наблюдаются явления сниженного тонуса. На пример: гипертонус языка и гипотонус мышц щек.

Рассмотрим термин дистония с медицинской точки зрения. 

Дистония - стойкие, непроизвольные сокращения мышц-антагонистов. 

Как это выглядит в жизни? Вы можете наблюдать данное явление у пациентов с ДЦП. Это насильственные, вычурные движения, когда скручивает конечности или тело и нарушается движение.

При смешанном тонусе артикуляционного аппарата мы с вами будем наблюдать:

1. «Соскальзывание» артикуляционной позы
2. Поиск артикуляционной позы
3. Нестойкое произношение звуков
4. Ухудшение речи при увеличении речевой нагрузки
5. Возможно появление насильственных движение во время речевой нагрузки (искажение мимики, гримасы)

Давайте определимся с планом действия в начале работы. Итак, у нас с вами картина: ребенок высовывает язык, пока все хорошо, но через некоторое время мы начинаем наблюдать разнообразные движения самой причудливой формы. Щеки надувает слабо, не удерживает. Или другой вариант: начинает говорить, кажется, что все понятно, но затем речь становится непонятно скомканной и понять сложно что какие звуки проглотил. Приходится переспрашивать. Конечно, причина может быть не только в тонусе. Но мы сейчас рассматриваем вариант, при условии, чтоименно проблемы тонуса являются проблемой нарушения звукопроизношения. Или в процессе речи происходит изменение нормальной мимики (как при инсульте).

Во-первых, если вы заметили сложные движения, спазм мышц при речевой нагрузке или изменения мимики - настаивайте на консультации врача-невролога!

А мы с вами подбираем необходимые упражнения артикуляционной гимнастики, делаем логопедический массаж, подбираем речевую нагрузку для ребенка c учетом его индивидуальных потребностей. Проводим расслабляющий массаж на проблемные мышцы несколько раз в течении занятия. Не даем спазмироваться мышце. Напомню, что при незначительном повышении тонуса, мышцу достаточно просто потереть или похлопывающими движениями снять напряжение.

Логопед-дефектолог, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Людмила Коновалова

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку