Нужно ли раздельно обучать мальчиков и девочек?
“Мальчики - налево, девочки - направо”.
В России популярность раздельного образования набирает обороты. Открываются школы, в которых реализуются программы, адаптированные для мальчиков и девочек. В основе идеи обучения лежит теория о гендерном различии восприятия и усвоения школьной программы. Внашей статье мы рассмотрим различия индивидуально - психологических особенностей детей, а также обобщим мнение психологов и социологов, которые в своих исследованиях выделили плюсы и минусы раздельного образования.
Личностные качества школьников. Различия между мальчиками и девочками:
● Нервная система детей подвижна и неустойчива. Но если эмоциональная лабильность мальчиков продиктована внутренними противоречиями, то смена настроения девочек зависит от оценки и одобрения значимых взрослых. Мальчики испытывают дискомфорт, когда посягают на их точку зрения в то время, как девочки руководствуются мнением окружающих.● Как показывают исследования, мальчики в начальной школе более стрессоустойчивы, чем девочки, психологически более стабильны и легче справляются сострессовыми ситуациями. Девочки остро реагируют на жизненные неудачи, более тревожны и подвержены страхам.
● Мальчики отличаются практичностью, рациональным мышлением. Девочки, в свою очередь, руководствуются чувствами и интуицией. Мальчики более возбудимы, нетерпеливы, не сдержаны, но имеют свойство быстро переключаться и успокаиваться. Девочки же дольше “застревают” на негативных эмоциях.
● В учебной ситуации мальчики испытывают негативные эмоции, связанные с необходимостью самораскрытия. Девочек больше беспокоит страх не оправдать ожидания значимых взрослых.
● Мальчики более подвижные, шумные, агрессивные. Девочки более покладисты, прилежны. Поэтому включаемость в работу на уроке у девочек выше. После перемены мальчикам необходимы дисциплинарные воздействия со стороны учителя, чтобы погасить излишнюю возбудимость.
● В учебной деятельности девочкам легко усваивать материал “от простого к сложному”, определенный алгоритм действий. Мальчикам же свойственно “поисковое” мышление, выдвижение новых идей и нестандартных решений.
● В ситуации успеха для мальчика важно за, что его хвалит учитель (выполнение задачи, грамотное оформление и т. д.). Для девочек большую значимость имеют факты - ктохвалит (например, любимый учитель) и какхвалит (какими словами).
Плюсы раздельного обучения:
● Начиная с младшего подросткового возраста происходит гормональная перестройка, которая мешает сосредоточиться на усвоении школьной программы и переключает интерес ребенка на “соседку по парте”.● Тело подростка также претерпевает изменения, которые он переживает достаточно болезненно. Поэтому отвечая у доски, ребенок думает не о правильности своего ответа. Его заботит то, как он выглядит, как его оценивает противоположный пол.
● Физиологические отличия в работе мозга. Если мальчики более рациональны и руководствуются логикой, то для девочек важна эмоциональная составляющая. Так, изучая, например, “историю”, мальчики охотнее запомнят даты, политическое устройство, имена. Для девочек будет иметь значение высокая смертность, потери в войнах, уклад жизни людей.
Минусы раздельного обучения:
● Ежедневный контакт мальчиков и девочек помогает выстраивать определенные модели поведения, которые определяют взаимодействие во взрослой жизни. При форме раздельного образования наблюдается значительное снижение социальной активности и отсутствие навыков общения с противоположным полом.● Раздельное образование способствует развитию черт личности типично свойственных определенному полу, что мешает развитию полноценной гармоничной личности ребенка.
● В современном мире отсутствует четкое разделение на “женские” и “мужские” профессии, поэтому раздельное обучение мальчиков и девочек теряет свой смысл.
● В смешанных классах дети учатся принимать другу друга, учитывать индивидуальные особенности, понимать, уважать.
Таким образом, мнения специалистов разделяются. Кто-то рассматривает раздельное обучение, как пережиток прошлого, кто-то находит в нем плюсы.
На наш взгляд, даже признавая рациональное зерно в различии программ для мальчиков и девочек, следует отметить, что социальная адаптация и навыки взаимодействия с противоположным полом оказываются гораздо важнее для ребенка в его взрослой жизни.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: