Обесценивание ценности образования педагогами в школе: пути выхода
В современном мире, насыщенном информацией и технологиями, образование играет ключевую роль в формировании личности и подготовке к жизни. Однако, парадоксально, именно педагоги иногда становятся невольными участниками процесса обесценивания важности образования. Это происходит по разным причинам, но последствия такого отношения могут быть крайне серьезными для детей и для системы образования в целом.
Один из наиболее частых примеров - замена уроков, когда образовательный процесс превращается в профанацию.
Замена уроков – неизбежная реальность школьной жизни. Болезнь учителя, отъезд на курсы повышения квалификации, участие в семинарах – ситуаций, когда необходимо заменить преподавателя, возникает немало. Однако, зачастую, эта практика превращается в формальность, наносящую ущерб образовательному процессу, и, как следствие, обесценивающую его значимость в глазах учеников и их родителей.
Проблемы, возникающие при замене уроков:
• Некомпетентность заменяющего учителя: нередко уроки заменяют учителя, не являющиеся специалистами в преподаваемом предмете. Например, учитель физкультуры может вести урок математики, учитель начальных классов – урок физики. Очевидно, что в таких случаях качество обучения снижается, а у учеников не формируется целостное представление о предмете.
• Неподготовленность заменяющего учителя: даже если заменяющий учитель является специалистом в той или иной области, он часто не имеет возможности подготовиться к уроку. Это приводит к тому, что урок проходит хаотично, без четкой структуры и цели. Учащиеся в таком случае не получают новых знаний и навыков, а лишь теряют время.
• Пассивная деятельность на уроке: частым явлением на замененных уроках становится просмотр мультиков, фильмов или просто свободное времяпрепровождение. Это свидетельствует о том, что заменяющий учитель не имеет мотивации и желания проводить полноценный урок. Такое отношение к учебному процессу формирует у детей негативное восприятие образования.
Все это в итоге приводит к обесценивание образовательного процесса: когда замена уроков становится нормой, а не исключением, ученики и родители начинают воспринимать образование как нечто несерьезное и неважное. Они видят, что школа не всегда готова предоставить качественное обучение, и это подрывает их доверие к образовательной системе.
Последствия этого очевидны. Когда уроки становятся скучными и бессмысленными, у детей пропадает интерес к учебе. Они начинают пропускать занятия и перестают прилагать усилия для достижения успехов.
Снижается качество образования: безусловно, некомпетентные и неподготовленные заменяющие учителя не могут обеспечить должный уровень обучения. Это приводит к снижению качества образования и пробелам в знаниях учеников. И как следствие происходит утрата доверия к школе. Родители, наблюдая за тем, как проводятся замененные уроки, начинают сомневаться в профессионализме педагогов и качестве образования в школе. Это может привести к конфликтам и недовольству.
Замена уроков не должна становиться профанацией образовательного процесса. Школа должна стремиться к тому, чтобы каждый урок, даже замененный, был наполнен смыслом, приносил пользу и способствовал развитию учеников. Только в таком случае мы сможем сохранить ценность образования и доверие учеников и родителей к школе.
Рассмотрим причины обесценивания с точки зрения того, что испытывает педагог, причины его внутреннего состояния. Сюда можно отнести:
• Выгорание: постоянный стресс, перегрузки, нехватка ресурсов и низкая зарплата могут привести к профессиональному выгоранию педагогов. В таком состоянии учителя теряют интерес к работе, перестают верить в важность своего труда и обесценивают ценность образования.
• Бюрократизация: чрезмерная бюрократизация образовательной системы отвлекает педагогов от главной задачи – обучения детей. Заполнение бесконечных отчетов, подготовка к проверкам и другие административные обязанности утомляют и снижают мотивацию.
• Низкая оценка труда: низкий социальный статус и несоответствующая зарплата педагогов приводят к тому, что их работа обесценивается не только самими учителями, но и обществом в целом. В настоящий момент появляется все больше исследований, констатирующих, что зарплата учителя в разы ниже того, что зарабатывают курьеры.
• Отсутствие положительной обратной связи: отсутствие похвалы, поощрения и признания за их труд демотивирует педагогов и подкрепляет чувство бесполезности их работы.
• Неэффективные методы обучения: использование устаревших методов обучения может приводить к негативному отношению педагогов к своей работе и обесцениванию результатов образовательного процесса. Не все педагоги обладают готовностью к саморазвитию, внедрению новых форм и методов работы, и происходить это может по разным причинам.
Большая роль в создании поддерживающей среды, сопровождению педагогов, повышение ценности образования принадлежит административной команде. Администрация школы должна создать атмосферу взаимопонимания, доверия и поддержки для педагогов. Важно проводить регулярные встречи, где учителя могут поделиться своими проблемами и получить помощь от коллег и руководства.
Необходимо оптимизировать административную работу и освободить педагогов от ненужных обязанностей, чтобы они могли сосредоточиться на главной задаче – обучении детей.
Важно регулярно поощрять и признавать заслуги педагогов, подчеркивая важность их труда для развития детей и общества, а также способствовать профессиональному развитию педагогов, предоставлять возможности для повышения квалификации, что тоже поможет повысить их мотивацию и интерес к работе.
Обесценивание ценности образования – серьезная проблема, которая требует комплексного подхода. Только совместными усилиями администрации школы, педагогов, родителей и государственных органов можно изменить ситуацию и восстановить уважение к профессии учителя и ценность образования.
эксперт АНО ДПО “ФАДО”, кандидат педагогических наук
Екатерина Змиевская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: