Обычные сверстники как наставники инклюзии
Наставничество – это традиционный способ передачи значимой информации, в первую очередь профессиональной, от более опытного человека к менее опытным людям (чаще молодежи). Фактически человечество передает опыт другим поколениям именно через систему наставничества.
Сегодня идея наставничества оказывается чрезвычайно актуальной и в образовательной системе. Часто наставничество понимается как практика включения молодых специалистов в профессиональную деятельность школы или детского сада. Однако понятно, что наставничество можно рассматривать шире, в том числе в плоскости взаимодействия «ученик – ученик». Особенную эффективность, важно подчеркнуть - научно доказанную, такая практика показывает в условиях инклюзивного коллектива сверстников.
В переводе статьи «Нейротипичные ученики как помощники для аутичных детей» подчёркивается, что особенно это оказывается важным в контексте формирования социальных навыков [1]. И это вполне логично. В онтогенезе дети также усваивают модели поведения в той или иной социальной ситуации по подражанию, в первую очередь сверстникам. Авторами исследования показано, что наиболее сенситивнымпериодом для формирования важнейших социальных навыков при посредничестве сверстника оказывается возраст от 3 до 8 лет. Очевидно, что для того, чтобы использовать естественный потенциал развития, связанный с взаимодействием сверстников, необходимо организовать максимальное количество таких ситуаций взрослым человеком.
Исследователями предлагается очень подробная классификация типов наставничества (посредничества) обычных сверстников в инклюзивной среде. Рассмотрим некоторые из них:
• ровесники как тьюторы. Более сложный вариант включения обычного ученика в процесс наставничества для нейроотличного ученика. В такой ситуации мы опираемся на индивидуальный подход к каждому случаю. Наставника – сверстника учат конкретным особенностям взаимодействия с конкретным учеником (как общаться, как реагировать, как понимать и т.д.).
• «обучение основным реакциям (prt) с участием ровесников». Ровесников наставников целенаправленно обучают конкретным способамвзаимодействия с нейроотличным учеником: как действовать по очереди; поддерживать инициативу в диалоге; комментировать свои действия и и т.д.
Таким образом, можно понять, что неравнодушный педагог, заинтересованный в том, чтобы нейроотличный ученик был полностью включен в жизнь коллектива сверстников продумает стратегию привлечения ровесников в качестве наставника. Это может быть и групповое наставничество и индивидуальное. В каждом отдельном случае необходимо решать индивидуально, учитывая потребности и возможности нейроотличного ученика и возможности обычных учеников.
Что нужно продумать и сделать педагогу, который хочет использовать ресурс детского сообщества для максимального включения в него нейроотличного ученика.
• создать сообщество заинтересованных взрослых;
• определить тех нейроотличных учеников, для которых наставничество со стороны сверстников может быть эффективным;
• коллегиально выявить обычных сверстников, которые могут выступить наставниками.Критериями выбора должны быть высокая социальная компетентность ученика, сформированные коммуникативные навыки; имеющийся опыт взаимодействия с нетипичными учениками; лидерские качества; личная готовность к участию в таком наставничестве; высокие навыки самоорганизации.
• обсудить это непосредственно с обычными учениками, получить их согласие на участие;
• провести обучающие мероприятия для наставников-ровесников;
• быть готовыми к обсуждению с ровесниками-наставниками, возникающих у них вопросов;
• создавать условия для включения сформированных у нейроотличных учениковнавыков в другие ситуации (генерализация навыков).
Для мотивации педагогов образовательной организации, родителей и самих ровесников-наставников взрослому необходимо понимать развивающий потенциал такого посредничества.
Во-первых, развитие системы наставничества среди учеников способствует развитию у них важных soft skills (мягких) навыков – коммуникация, работа в команде, креативность, эмпатия, толерантность.
Во - вторых, система ученического наставничества способствует развитию позитивной групповой динамики в целом. Сверстникиначинают лучше понимать друг друга, подстраиваться друг под друга, снижаетсяколичество конфликтных ситуаций.
Собственно, сами ученики, имеющие опыт наставничества, высказывают мнение о том, что такая форма функционирования детского коллектива в первую очередь помогает им в учебном процессе (объясняя другому материал, ученик и сам лучше в нем начинает разбираться), а также повышает его самооценку (помогая другому чувствует себя более успешным, компетентным).
В заключении, хочется предложить всем педагогам, работающим в разнообразной детской среде, рассмотреть потенциал системы детского наставничества, так как он обогащает всех его участников.
Литература:
1. Нейротипичные ученики как помощники для аутичных детейhttps://autismjournal.help/articles/neyrotipichnye-ucheniki-kak-pomoschniki-dlya-autichnyh-detey?ysc...
Эксперт Академии ФАДО, кандидат педагогических наук: Тюрина Надия.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: