Сенсомоторная алалия
Сенсомоторная алалия у детей. Коррекция алалии. В помощь молодому специалисту. Признаки сенсомоторной алалии. На что обращать внимание при сенсомоторной алалии. Что делать на начальных этапах коррекции при алалии. С чем сталкиваемся в работе с сенсомоторным алаликом. Почему ребенок не реагирует на речь.
«Как мне с ним работать, что мне делать?». Как часто слышу я этот вопрос от стажеров, студентов и молодых специалистов. Всегда одна и таже картина: брови домиком, отчаяние в глазах и нет веры в светлое будущее. Всё ясно, в кабинете специалиста побывал сенсомоторный алалик. Успокоить нечем, одно из самых тяжелых речевых нарушений с непредсказуемой динамикой и тяжелым исходом если выбрать не правильный коррекционныймаршрут или халатно относиться к этой проблеме. А последствия — это отсутствие речи, вторичная умственная отсталость, инвалидность. Это больше чем достаточно для мотивации собрать все свои знания и максимальновнимательно относится к своей работе. Страшно? Но тем дороже награда, когда он заговорит! А это нам под силу. Всё самое интересное о механизмах, причинах и алгоритмах коррекции на лекциях.
А сейчас… Сейчас в кабинете ребенок с диагнозом сенсомоторная алалия, который совсем не реагирует на речьи на большинство звуков в том числе. Не редки случаи, когда даже ориентировочного рефлекса на звук у них нет. Нет, со слухом у него всё в порядке, результат обследования лежит в папке. Ребенок не даёт к себе прикоснуться, а часто и вообще ничего не трогает, зажимая руки. Приближаешьсяк нему, включается звуковая сирена на весь коридор. Родители напрягаются, готовясь ворваться в кабинет и спасать от страшного логопеда своё чадо. Да, крик отчаяния! Дети часто приходят с заключением РАС. Но, это не аутизм. Расстройство есть, глупо это отрицать, только вот оно не первично и время мы на него не тратим.
В коммуникацию эти дети не вступают, жесты не используют. С эмоциями тоже не все ясно. Работает система«не подходи, закричу».
А вот и тонкая ниточка! Не вступает в коммуникацию? А как же крик? Вам только что сказали «мне страшно». Швырнул игрушку? Вам только что продемонстрировали «я не понял, что это, не подходи здесь граница, я перегружен, я устал». И снова крик. Смотрите, как много вам сказал ребенок! А вы?
Если немного понимания, то при сенсомоторной речевой алалии не сформированы практически никакие когнитивные процессы. Мы будем работать с чистого листа. Нарушено восприятие или информация принимается, а вот проанализировать ее головной мозг не может.
Часто единственно что доступно ребенку это восприятие цвета. А вот вам и еще одна ниточка. Цвет, шарики, пузыри…. Как много уже у нас инструментов! Вот и слезы высохли, вот и педагог улыбаться начал.
Работа с сенсомоторной алалией, не боимся, шаг за шагомбудем формировать ВПФ, будем преодолевать препятствия. Ведь мы большие и сильные. Знаем дефектологию, логопедию и нейропсихологию. Внимание, терпение и большой труд сейчас нам это очень нужно.