Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Социальные навыки в младенчестве и раннем возрасте! Да, и это только начало. (Часть 2)

Время чтения: 4 минуты
Вам могут быть полезными:
13.02.2025

В рамках цикла статей, посвящённого проблеме формирования социально значимых навыков, последовательно обсудим каждый из представленных факторов. Ключевым фокусом внимания в обсуждении будет содержание того или иного фактора, а также подходов к формированию навыков, его составляющих.  

Итак, начнем с социально-бытового фактора. Одной из важнейших задач, которую предстоит решить ребенку это самостоятельный прием пищи. Путь к совместному завтраку или ужину ребенка в кругу семьи начинается с первого кормления грудью или из бутылочки. Давайте узнаем, как мы можем помочь малышу пройти этот путь.


8pzjh61j1g7w3t951b32xiqllc16mwxf.png

   

Формирование положительного отношения к процессу кормления. В динамике от рождения до 3 лет процесс овладения ребенком пищей должен быть организован взрослыми следующим образом: 

Стимуляция положительной реакции на процесс кормления грудью (из бутылочки).

Прежде чем приступить к процедуре кормления, сообщите ребенку о том, что вы будете делать. Дайте ребенку время на ответ, понаблюдайте за его реакцией. Двигательное оживление, вокализации, жесты будут говорить о том, что ребенок вас понял и готов к дальнейшим событиям. Во время кормления положите ручки ребенка на грудь или бутылочку и удерживайте их в этом положении. Со временем ребенок научится самостоятельно придерживать бутылочку и направлять ее ко рту. 

Воспитание умения снимать губами густую (полугустую) пищу с ложки.

Предлагайте ребенку сок, овощное или фруктовое пюре с ложки. Поднесите ложку ко рту ребенка и подождите, пока он откроет рот и снимет пищу губами. Возможно, первое знакомство с ложкой не понравится малышу. В этом случае давайте ребенку пищу с ложки в начале кормления, когда он голоден. Внимательно отнеситесь к выбору ложки: подберите наиболее удобные для малыша форму и размер.

Воспитание умения пить из чашки.

Начинать обучение следует с густых жидкостей, таких как сок с мякотью, питьевой йогурт. Наливайте в чашку немного жидкости – не более 1-2 глотков. Используйте посуду, удобную для ребенка: легкие чашки с двумя ручками, с отогнутым краем. Поощряйте стремление ребенка самостоятельно держать чашку.​​​​​​​​

Воспитание умения самостоятельно есть пищу, которую берут руками.

Предлагайте ребенку пищу, которую можно брать руками: печенье, сухари. Сначала ребенок будет сосать и жевать эту пищу, не пытаясь откусить кусок. Затем предлагайте пищу, нарезанную на мелкие кусочки: банан, вареные овощи, сыр. В этом случае ребенок будет одновременно тренироваться захватывать мелкие предметы, а также жевать и глотать.   Постепенно переходите к кусочкам такого размера, которые нужно откусывать.

Если ребенок не делает попытки жевать, покажите ему это на своем примере, утрируя все движения. На этом этапе не стремитесь приучить ребенка есть аккуратно. Сейчас для него гораздо важнее освоить движение руки ко рту.

Воспитание умения пользоваться столовыми приборами.

Если ребенок во время кормления хватает ложку, помогите ему поднести ее ко рту. Придерживайте руку малыша за запястье, а затем за локоть. Время от времени предоставляйте ребенку возможность самостоятельно брать ложку в рот. Для того чтобы процесс кормления не затягивался, используйте две ложки: одной пользуетесь вы, другой – ребенок. 

Необходимо поддерживать стремление ребенка есть самостоятельно. Внимательное наблюдение за ребенком позволит оценить его возможности и определить необходимую степень помощи: поддерживать и направлять руку ребенка за запястье, локоть, помогать ребенку набирать пищу в ложку и т.д. При необходимости можно использовать специальную посуду, которая облегчить усвоение ребенком навыка самостоятельной еды: ложки с изогнутой ручкой, глубокие тарелки, покрытие на стол, препятствующее скольжению посуды. На первых порах ребенку следует предлагать пищу, которая хорошо удерживается в ложке. 

Естественно, что сначала ребенок не сможет есть аккуратно. Наденьте на ребенка нагрудник с карманом, застелите пол клеенкой – это облегчит вам уборку.

Избегайте игры ребенка со столовыми приборами во время еды. Если ребенок стучит ложкой, переворачивает чашку, значит, он уже сыт и хочет поиграть. 

Используйте игровые моменты для закрепления у ребенка умения пользоваться столовыми приборами: предложите ему покормить куклу, мишку.

Формирование первоначальных представлений о поведении за столом.

С того момента, как ребенок начнет есть, сидя за столом, начинайте приучать его к выполнению определенных правил поведения во время еды. Позаботьтесь о том, чтобы процедура кормления происходила в привычной для малыша обстановке и в одной и той же последовательности. Комментируйте ваши действия: «Вымоем ручки, сядем на стульчик, повяжем фартук…». Со временем эта последовательность будет усвоена малышом, и он будет выполнять эти действия самостоятельно. 

Старайтесь не ограничивать самостоятельность ребенка за столом, но и не допускайте того, чтобы он вел себя неподобающим образом. Если ребенок балуется, разбрасывает пищу, значит, он не голоден и кормление следует прекратить. Внимательно понаблюдайте, в каких случаях ребенок роняет или бросает пищу. Он может это делать тогда, когда хочет привлечь к себе внимание, когда еда ему не нравится, когда он уже насытился и хочет поиграть. Возможно, ребенок просто устал. В любом случае кормление следует прекратить. В следующий раз постарайтесь предупредить ситуацию – старайтесь накормить ребенка, когда он еще не очень устал; покажите ему другие способы выражения его желаний: каким образом он может подозвать вас, отказаться от еды.

Привлекайте к кормлению ребенка других членов семьи. Умение есть, когда тебя кормит кто-то другой, а не мама, – важная составляющая часть умения общаться с другими людьми. 

По возможности приучайте ребенка к участию в совместных трапезах семьи. Ребенок может сидеть рядом с вами в детском стульчике. Наблюдение за поведением других членов семьи очень важно для малыша. Именно в процессе наблюдения он усваивает необходимые стереотипы поведения.

​     Вот так, последовательно и постепенно ребенок пройдет путь от полной зависимости от взрослого человека до возможности разделить с вами приятные моменты приема пищи. Но на этом пути ему нужна помощь заинтересованного и мудрого взрослого. 


Литература

Петровский В. А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. — М., 1987. — С. 8—18.


Кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО»

Надия Тюрина

   



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку