Записки логопеда. Афония
На педагогический консилиум пришла мама с дочкой. Девочке уже 3,5 года, занимается с логопедом, важно, что абсолютно всё понимает и выполняет мои просьбы в игре. Заметила, что рот полуоткрыт даже во время молчания. Мама уже несколько раз упомянула про аденоиды. Раньше их лечили, а сейчас просто наблюдают. Девочка пережила тяжёлые роды, асфиксию, о чём нам подробно рассказала её мама.
Многодетная семья. Девочка в садик ходит нерегулярно, в тихий час не спит дома, но спит в садике. Дома вместе со всеми ложится вечером поздно, засыпает быстро. Причина проста: мама делает со старшими уроки, а только потом ложатся спать. Мама и дочь спят вместе на одной кровати. Папа – отдельно. Ещё при любой игре и общении девочка всё время фиксирует взгляд на губах собеседника, как бы «читая» по губам.
Весело и шумно дома, дети играют, хоть и ложатся поздно, но всё же семья дружная. Ася раздражаетбратьев своей медлительностью. Мама только и успевает одергивать их, когда они то и дело дразнятсестрёнку.
У Аси нет друзей в садике, нет и речи, что очень настораживает маму. Воспитатели же говорят, что девочка хорошая, послушная, тихая.
Тихая? Девочку не было слышно даже во время смеха. «Бесшумный смех...ни звука не слышно. Вы это видели?» – глазами как бы спросила я коллег.Со слов мамы у девочки моторная алалия и логопед занимается два раза в неделю.
В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках так действительно бывает: возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. А при дисфонии голос если и есть, то очень слабый, тихий, иссякающий.
Афония у ребенка возникла в раннем возрасте, что уже привело к значительным трудностям в речевом общении, к резкому сужению социальных контактов, ограниченных только членами семьи, логопедом, воспитателем и няней.
Страдает ли речевое развитие? Конечно тут нарушен не только голос, но и речь в целом: задерживается накопление словаря, развитие фразовой и связной речи, звукопроизношение, развитие грамматического строя речи. Даже невербальная коммуникация нарушена, как вы понимаете. Нарушения игровой деятельности связаны с нарушением эмоционального развития.Девочка пуглива и без видимых внешних причин бежит к маме, прячется, плачет. Если девочка плачет, то остановится долго не может.
Некоторое время мы с коллегами наблюдали за ребёнком, задавали вопросы о раннем развитии маме девочки. А потом дали свои рекомендации.
Вам эти рекомендации озвучивать подробно тут не буду, они касаются всё же индивидуальной истории развития и абсолютно одинаковых детей, как вы понимаете, не существует. Скажу лишь, что маме девочки мы рекомендовали занятия педагога-психолога для коррекции нарушения психо-эмоционального состояния девочки.
Рассказали, что при афонии нужно продолжать обследоваться и наблюдаться у отоларинголога, обязательно уточнить нет ли нарушений слуха.
Кроме того, нужно было объяснить маме, что при работе с тяжёлым нарушением речи – алалии рекомендованы специальные условия логопедической группы. Сейчас в Москве таких мало осталось: инклюзивное образование предполагает, что девочка будет посещать массовую группу и параллельно заниматься с учителем-логопедом по адаптированной программе. Но тут первична афония и нужно восстанавливать голос.
Также условия массовой группы детского сада, где более 30 детей могут усугубить психо-эмоциональные нарушения, дать значительную нагрузку на нервную систему и было бы лучше, чтобы в группе было не более 15 детей: это рекомендовано и основной образовательной программой для детей с ТНР.
Еще восстановление голосовой функции у детей осуществляется часто в условиях стационара комплексно, совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специальную логопедическую помощь, а не просто пару занятий логопеда в неделю. Такая помощь может быть также предоставлена в лор отделениях и логопедических кабинетах поликлиник.
В условиях стационара по методике восстановления голоса логопед занимается с ребенком несколько раз в день по 8–10 мин.
Надеюсь, что в скором времени девочка пройдёт ПМПК, дополнительное обследованиеслуха и получит направление в стационар или на консультацию к фонопеду*.
Хотя в логопедической практике также имеются интересные приёмы развития дыхательных и голосовых функций, упражнения и игры, но вопросами восстановления голоса лучше заниматься комплексно, с привлечением медицинских специалистов.
* Фонопед занимаются реабилитацией голосовой функции, эта методика называется фонопедия, занятия проводит фонопед. Благодаря специальным упражнениям улучшается качество голоса, его сила, выносливость, диапазон. Происходит обучение модулированию голоса. Занятия с фонопедом повышают тренированность пациента, увеличивают речевую работоспособности, используя педагогические методы.
Ваш учитель-логопед,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: