Запуск речи. Трудные дети.
В предыдущей статье, мы рассмотрели с вами алгоритм действия, если познавательная активность у ребенка сохранна. Самый короткий путь к быстрому старту речи - использовать игровой метод, побуждая ребенка на речевую активность, общение со взрослым. Конечно, наша игра не будет просто интересным время препровождением. В процессе игры мы будем решать поставленные задачи. Использовать слова, жесты, музыку, игры с ритмами и тд. Игра составляется индивидуально для ребенка. Ведь и пирамидку можно собирать в сюжете игры.
Рассмотри вариант, если познавательная активность у ребенка отсутствует.
Перечислим проявления, с которыми мы сталкиваемся в общении с такими учениками:
1. При попытке контакта с ребенком, он уворачивается и старается уйти от вас.2. В коробке с игрушками, быстро выбирает приоритетный для себя предмет, убегает и начинает манипулировать с предметом. На пример, ребенок берет машинку и начинает крутить ей колесо. При попытке присоединиться, ребенок убегает или отворачивается в сторону, голосовой реакцией показывая свое недовольство.
3. При попытке дать в руки ребенку какой-либо предмет, он его автоматически берет и бросает в сторону.
4. Ребенок бегает по кабинету разбрасывая игрушки
5. Ребенок просто сидит и смотрит на вас как сквозь стену
6. Через короткий промежуток времени взаимодействия с педагогом ребенок начинает кружить по кабинету издавая разные звуки или начинается аутостимуляция (стимы).
7. Ребенок допускает вас в игру, но игра по его правилам и стереотипам.
В такой ситуации нет смысла настаивать на выполнении заданий или расширения стереотипной игры. Мы работаем с незрелой или поврежденной нервной системой. Сенсорным нарушением и полным непониманием происходящего вокруг. Практически все вышеперечисленное является проявлением тревожности. Если сейчас увидеть кабинет глазами ребенка, то это просто комната ужаса, угрожающего маленькой жизни. И здесь срочно нужно найти предмет, который успокоит, привычное действие (зона комфорта) или показать свой протест/ужас (крик). Или самый грустный вариант, когда перевозбуждение уходит за границы допустимого и мы видим проявления аутостимуляции.
Тактика поведения в таких ситуациях:
1. По Денверской теории неспешное, комфортное налаживание взаимодействия.2. Следование за ребенком, придерживаясь метода Монтессори.
3. Расширение стереотипий, как нас учат БаенскаяЕ.Р и Никольская О.С
4. Просто наладить взаимодействия используя свои человеческие качества, опыт и все возможные методики))
5. Просто не работать с такой группой детей.
Здесь уже каждый выбирает удобный для себя способ работы. Мы с вами должны понять с каким типом дизонтогенеза столкнулись, понять в каком режиме должны работать, как распределять нагрузку. И, учитывая индивидуальные особенности ребенка подобрать материал и упражнения для формирования учебного поведения и стараться расширять представления об окружающем мире, знакомить ребенка с сенсорными раздражителями.
Почему именно учебное поведение? У ребенка нет подражания за взрослым и желания ему подражать. А значит вы сколько угодно можете сидеть и играть сами с собой, ребенку от этого будет только лучше. Вы становитесь частью интерьера и что вы там делаете ваши проблемы.
Мы всегда с вами помним, что нарушение как стрелка спидометра. Есть дети, которые через какое-то время будут ходить и смотреть вещи в кабинете и смотреть на вас. Здесь работа пойдет веселее. Есть ученики, которые так и будут вас игнорировать. То есть игровой метод работы откладывается сильно на потом. Сейчас наша задача дозированно, с учетом индивидуального восприятия знакомить ребенка с сенсорикой и учить выполнять просьбы взрослого.
Логопед-дефектолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Людмила Коновалова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: