Зимняя прогулка
Уважаемые родители, сегодня предлагаю обсудить сразу две темы: игры и прогулки, а именно важность организованной прогулки детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дети нуждаются в ярких впечатлениях, нуждаются в них регулярно. Окружение эти впечатления либо даёт, либо нет. Есть мнение о том, что стабильность и предсказуемость мешают детям получать впечатления и развивать воображение. Так ли это? Думаю, что нет. Организация режима дня, как помощь в координации процессов возбуждения и торможения у ребёнка, полностью зависит от взрослого. Также, как и организация, целевое и содержательное наполнение различных режимных процессов зависят исключительно от взрослого.
Уточню: я не про прогулки со спящим малышом младенческого возраста в коляске по парку, а про прогулки, которые специально организованы, продуманы, содержательно наполнены и нацелены не на избавление от «лишней» энергии, а на развитие.
Идея в том, что когда мы идём с малышом на прогулку мы делаем это не «от» чего-то, а «для». А именно прогулка и ее содержание должна быть нацелена на развитие разных качеств ипсихических процессов ребенка: подвижные игры развивают ловкость, выносливость, а сюжетные –умение слушать, вступать в диалог, смотреть на собеседника, выполнять игровые действия по сценарию, развивают познавательный интерес ивнимание
Таким образом, качество организованных активностей вот, что важно. Со стороны неорганизованная прогулка – это хаос. А для родителей маленьких детей – время тревог и страхов, падений, ушибов. Если вам кажется, что ваша прогулка с ребёнком до 3х лет больше похожа на выгул собаки, то вам не кажется: когда ребёнок предоставлен сам себе на детской площадке, а мама только и успевает делать ему замечания, словно дергая за поводок, то с этим нужно что-то делать!
Поймите меня правильно: организованная прогулка – это совместная интересная деятельность взрослого и ребёнка, которая, включает не только свободную деятельность, но и игры, наблюдение,беседы. Радость и веселье будут обеспечены, если вы – взрослые, проявите креатив и терпение, атакже отключите критика, дочитаете до конца и, возможно, уже выучите пару игр для начала.
Если дети не умеют играть в подвижные игры, то научить их – задача заботливых родителей. А позиция «в садике научат» - это инфантильная детская позиция и перекладывание ответственности.
Так вот, когда малыш играет в игры его прогулка организована, а когда просто катается на качелях – прогулка обеспечивает двигательную активность. В чём разница? Когда двигательная активность не организована она травмоопасна, хаотична и совсем не про развитие. Именно тогда маме приходится переживать за одергивать малыша, следить за тем, чтобы его не втянули в драку, чтобы он не упал ит.п. В этом случае зафиксировать в коляске или вообще не гулять куда безопаснее. Вот такой замкнутый круг получается.
В моей практике вот такой случай был. В семье двое детей (8 лет и 2 года). Зимой родители предпочитали не гулять с младшим днем потому, что холодно, то снег, то дождь и на санках неудобно. (в Москве до -5 зимой). Основные опасения мамы были связаны с тем, что малыш падает и мёрзнет.
После того, как я предположила, что отсутствие свежего воздуха плохо сказывается на снабжении мозга ребёнка кислородом, родители возмущались, а потом начали гулять с ребёнком в любую погоду ежедневно!
Без прогулок ребенок не просто малоподвижен, это существенно ухудшает вентиляцию легких!Физиологами доказано: ежедневные прогулки необходимы.
Так в какие же игры играть, если фантазии хватает только на догонялки и щекоталки? Помните: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру»? Предлагаю вспомнить народные игры «Мишка косолапый» и «Хоровод». Если угадать с погодой, то и в снежки можно поиграть и снеговика слепить.
А если вы все еще сомневаетесь в необходимости прогулки с малышом хоть как-нибудь организовать и разнообразить приведу еще один аргумент «за». Подвижные игры на прогулке развивают гораздо лучше, чем подбрасывание, догонялки, хаотичная беготня.
Кроме подвижных игр на прогулке естьварианты игр с сюжетом. Тут все не так просто и схема «Ведро и лопатка летом – куличики из песка, а зимой – куличики из снега» тут не работает. Сюжет –это сценарий игры и предполагает, что у ребёнка уже есть некоторый опыт социальной жизни. С 1, 5 лет – 2 х лет можно «варить кашу», «печь пироги» из снега и угощать мишку, зайку, папу и маму. А с 2х до 3 х лет сюжет, где можно дать волю воображению, обогащается такими линиями, как покупатель и продавец (если взять с собой игрушки на прогулку), космонавты в космосе и т.д. Если есть ещё идеи – делитесь в комментариях.
В своих размышлениях я чуть не забыла о такой важной части прогулки, как наблюдение. Беседа с детьми до 3х лет требует от взрослого эмоциональности, информативности и предметности. Попробуйте и сами увидите, что чтобы рассказать о погоде, показать, как снег переливается на солнце, как падают снежинки или плывут облака 3-5 минут достаточно.
В заключении приведу лишь несколько названий игр на прогулке для детей до 3х лет: «Карусель», «Кот и мыши», «По ровненькой дорожке», «Пузырь», а вы продолжите свои варианты игр в комментариях.
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: