Профориентация в школе: вчера, сегодня, завтра
Современные подходы к организации профориентации в школе включают разнообразные методы и стратегии, которые помогают учащимся определить свои интересы, таланты и карьерные пути.
Педагоги высказывают диаметрально противоположные мнения о том, когда следует начинать работу по профориентации детей. Одни считают, что это нужно делать уже в дошкольном детстве, другие полагают, что еще в 9 классе ученики не готовы к выбору профессии.
Специалисты по профориентации единогласно сходятся во мнении, чем больше профессий попробует ребенок, чем большее количество профессиональных проб совершит, тем успешнее сложится его путь в профессии.
Профессиональная проба для ученика является важным инструментом для определения его профессиональных навыков и возможностей. Она помогает ученику определить, какие профессии ему подходят, на какие специальности он может рассчитывать и какие навыки ему нужно развивать. Профессиональная проба также может помочь ученику выбрать правильный курс обучения или колледж, где он сможет получить необходимые знания и навыки для своей будущей карьеры. Кроме того, профессиональная проба может помочь ученику понять, какие личностные качества ему нужно развивать, чтобы стать успешным в выбранной им профессии.
Собственно профессиональная проба представляет собой моделирование профессиональной деятельности, позволяет на практике «пощупать» и примерить на себя ту или иную профессию. Все это способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.
В целом существует несколько основных классических подходов к организации профориентационной работы:
Индивидуальное консультирование:
школьные психологи, консультанты по профориентации или специалисты по карьерному развитию проводят индивидуальные сессии с учащимися, помогая им разобраться в их интересах, целях и возможных профессиональных направлениях. Они могут использовать тесты, анкеты и беседы, чтобы помочь учащимся принять информированное решение о своей будущей карьере.
Групповые занятия:
школы могут организовывать групповые занятия по профориентации, где учащиеся могут обмениваться опытом, учиться друг у друга и исследовать различные профессии и карьерные пути. Эти занятия могут включать игры, дискуссии, профессиональные гости и экскурсии.
Практические занятия и стажировки:
школы могут организовывать практические занятия и стажировки, которые позволяют учащимся получить практический опыт работы в различных профессиях. Это может включать посещение предприятий, участие в проектах и работу с менторами из бизнеса.
Использование технологий:
современные технологии, такие как онлайн-тесты, вебинары и специальные программы для профориентации, могут быть полезны для помощи учащимся в исследовании различных карьерных возможностей и получении информации о профессиях.
Партнерство с внешними организациями:
школы могут сотрудничать с университетами, колледжами, предприятиями и профессиональными ассоциациями для предоставления учащимся доступа к реальным профессиональным средам и ресурсам. Это может включать организацию мастер-классов, лекций, профессиональных мероприятий и стажировок.
В последнее время вопросы профориентации стали набирать популярность как в среде школьной, так и в целом в обществе. Выделилась новая специальность – профориентолог.
Профориентологи - это специалисты, которые помогают людям, не обязательно ученикам, определиться с выбором профессии и развивать свои профессиональные навыки. Они используют различные методы и инструменты, включая профессиональные пробы, тесты и консультации, чтобы помочь людям выбрать наиболее подходящую для них профессию и достичь успеха в своей карьере.
Профориентологи могут работать в школах, колледжах, университетах, центрах занятости и других организациях, которые предоставляют услуги по профориентации. Они могут также работать в частном порядке, предоставляя консультации и помощь в выборе профессии.
Задача профориентологов заключается в том, чтобы помочь людям определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать их интересам, личностным качествам и возможностям. Они также помогают людям развивать свои профессиональные навыки и улучшать свои шансы на рынке труда.
Помощь учащимся в принятии информированного решения о своей будущей карьере является важной задачей педагогов и родителей, решать ее в большинстве случаев пока предпочитают самостоятельно. Вот несколько способов, которые могут помочь:
Информационные ресурсы: предоставьте учащимся доступ к разнообразным информационным ресурсам, таким как книги, веб-сайты, видео и профессиональные организации, которые предоставляют информацию о различных карьерных путях. Это поможет им узнать о разных профессиях, требованиях, перспективах и возможностях развития.
Профессиональные гости и экскурсии: организуйте для школьников посещение профессионалов разных отраслей, чтобы учащиеся могли задать им вопросы и узнать больше о реальной работе. Также можно устроить экскурсии в компании и учреждения, чтобы учащиеся могли увидеть, как работает определенная отрасль.
Карьерные консультации: предложите ученикам возможность провести индивидуальную консультацию с карьерным консультантом или специалистом по профориентации. Это поможет им разобраться в своих интересах, навыках и целях, а также получить рекомендации по выбору карьерного пути.
Практические задания и проекты: включайте в учебный план практические задания и проекты, которые помогут учащимся исследовать разные области и профессии. Например, можно организовать задание по созданию профессионального портфолио или проект, связанный с конкретной отраслью.
Менторство: предоставьте учащимся возможность работать с ментором из выбранной ими отрасли. Ментор сможет поделиться своим опытом, оказать поддержку и помочь учащемуся принять информированное решение о своей карьере.
Вопросы профориентации признаны актуальными на федеральном уровне: профориентационные программы являются частью национального проекта «Успех каждогоребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.
Важно помнить, что каждый ученик уникален, поэтому подход к помощи в выборе карьеры может различаться. Слушайте их интересы и стремления, обсуждайте варианты и поддерживайте их в процессе принятия решения.
Важно отметить, что современные подходы к профориентации в школе стремятся быть более интерактивными, индивидуально-ориентированными и связанными с реальными потребностями рынка труда. Они помогают учащимся принять информированное решение о своей будущей карьере и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире труда.
кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Екатерина Змиевская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: