Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Закупки в сфере строительства :изменения 2022 (окончание*)

ЗАКУПКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ 2022 ГОДА (окончание*)
10.01.2023

Завершаем рассмотрение правил изменений контрактов на выполнение строительных работ по Закону № 44-ФЗ (далее – Закон). Ранее были рассмотрены вопросы:

1. Выделение в отдельный вид случаев изменения строительных контрактов.

2. Изменение видов и объемов строительных работ.

3. Изменение условий контракта при невозможности соблюдения сроков.

4. Изменение сроков строительного контракта.

5. Изменение контрактов, предусмотренных ч.ч. 16, 16.1 ст. 34 Закона, при несоответствии цены контракта и сметной стоимости.

С предыдущими материалами Вы, уважаемый читатель, можете ознакомиться по ссылкам: 


6. Изменение долгосрочных контрактов на выполнение строительных работ, цена которых превышает установленный Правительством РФ предел


6.1. Специальное правило относится к долгосрочным контрактам на выполнение строительных работ, контрактам, предусмотренным ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 Закона. 

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона такое изменение возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- срок исполнения контракта составляет или превышает 1 год;

- цена контракта составляет или превышает пределы, установленные постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 19.12.2013 № 1186 (100 млн. руб. в общем случае и 1 млн. руб. для контрактов, заключенных до 31.12.2022, см. выше п. 3);

- исполнение контракта по независящим от его сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно, в том числе ввиду необходимости внесения изменений в проектную документацию (далее – ПД) (см. выше);

- необходимость такого изменения обосновано (стороной или сторонами контракта) в письменной форме;

- такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. В указанный (дополнительный) срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы ПД в случае необходимости внесения в нее изменений;

- о таком изменении принято решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.


6.2. В силу ч. 70 ст. 112 Закона (в ред. от 19.12.2022) в случаях и порядке, которые установлены ПП РФ от 09.08.2021 № 1315, в 2021 - 2023 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее 1 года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Порядок применяется к контрактам, заключенным до 31.12.2022 (п/п. «а» п. 2 ПП РФ            № 1315), и распространяется на заказчиков, указанных в Перечне (приложение к ПП РФ № 1315).

Порядок изменения цены контракта, корректировки сметы контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов утвержден ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В письме Минстроя России от 27.09.2022 № 49588-СМ/09 разъяснено, что размер изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315 определяется в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Так, в соответствии с  п/п «в» п. 14.2 Методики при расчете цены работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта по соглашению сторон может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 году до даты представления расчета, с применением коэффициента корректировки цены контракта. Согласно п/п. «д» п. 14.2 Методики стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 году до даты выполнения расчета, обосновывающего существенное возрастание стоимости строительных ресурсов (далее - Расчет), а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке. Приемка выполненных работ осуществляется на основании откорректированной сметы контракта в порядке, предусмотренном условиями контракта.


Важно! 

Пунктом 8 ч. 1 ст. 95 Закона установлены ограничения изменения срока контракта и цены. Отсюда следует, что изменяться без ограничений могут любые условия контракта, то есть и виды, и объемы работ.

Однако в совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 №№ 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 разъяснено, что при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона и Постановления № 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон. При этом указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.


Внимание! Эксперты отмечают, что данные условия почти совпадают с условиями изменения любых долгосрочных особо финансово значимых контрактов, установленные пп. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона, которые не содержат ограничений для изменения контрактов по их цене. При этом указанные нормы не содержат оговорок, что они не применяются к контрактам на выполнение строительных работ (в отличие п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона). По мнению экспертов, в отношении контрактов на выполнение строительных работ должна применяться именно и только специальная норма, однако решить этот вопрос может только практика.


В порядке выводов. 

В 2022 году в закупках работ в сфере строительства (которая, кстати, 04.11.2022 дополнилась работами по геологическому изучению недр) произошли изменения:  

1. С 01.09.2022 вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса. В соответствии со ст. 55 ГрК РФ выписки из реестра членов СРО теперь не предоставляются.

2. Вступило в силу ПП РФ от 16.05.2022 № 881, которым утвержден Перечень работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться в процессе капремонта зданий, сооружений.

3. Введены новые требования к обеспечению строительных контрактов.

4. Установлен новый порядок расчета НМЦК и методики составления смет контрактов.

5. Принят Приказ Минстроя РФ от 26.10.2022 № 904/пр «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование». 

6. Приказом Минстроя РФ от 08.08.2022 № 648/пр утверждена методика определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих. 

7. Ряд изменений претерпел порядок изменения условий строительных контрактов, который рассмотрен в настоящей статье.


________________

* Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс». Актуально на 02.01.2023.


Уважаемый читатель, для Вас ссылка на редакцию Закона, вступившую в силу 01.01.2023 года http://ivo.garant.ru/#/document/70353464


Автор: Г.Б. Добрецов


Оцените статью:
(0)

Возврат к списку